Главная задача детского невролога – оценить развитие психической, моторной, речевой сфер ребёнка

Главная задача детского невролога – оценить развитие психической, моторной, речевой сфер ребёнка

При каких жалобах точно стоит показать ребенка детскому неврологу?

Проблемы с беременностью и во время родов. Например, преждевременные роды, патологические роды, попадание ребенка после рождения в отделение патологии новорожденных. Это поводы для неврологического наблюдения — врачи сохраняют повышенную настороженность, чтобы не пропустить никакие нарушения. Отсутствие формирования движений. Если ребенок отстает от норм развития более чем на один-два месяца. Например, к шести-семи месяцам еще не переворачивается или в десять-одиннадцать не встает на ноги у опоры. Важный нюанс: если ребенок не держит голову в вертикальном положении после трех месяцев — не надо ждать. Трехмесячный ребенок уже должен сам удерживать голову, когда его берут на руки. Тут стоит, как можно раньше обратиться к неврологу или педиатру внепланово. Потеря движения. Например, ребенок двигал руками-ногами симметрично, тянулся к игрушкам — и вдруг одна конечность стала двигаться плохо. Некоторые новые движения. Это когда появляется движение, которое не встраивается в общую картину, стереотипное. Ребенок его повторяет постоянно, не получается от этого отвлечь. У детей бывают стереотипные движения и в норме, но тогда малыша можно отвлечь — например, показав игрушку. А если родители не могут прекратить эти движения, тогда надо обязательно показаться доктору. Потеря сознания: кратковременное или долговременное, а также остановки дыхания во сне.

Если ребенок ударился головой, его нужно показать неврологу?

Дети падают часто, особенно в том возрасте, когда начинают активно двигаться. Если ребенок упал с низкого дивана на мягкий пол, у него нет заметных следов в месте удара, он поплакал и успокоился, поведение не изменилось — значит, все хорошо. Поводы показать ребенка врачу: падение с высоты метр и более. Падение с высоты меньше метра, если в месте удара нарастает гематома или отек, была потеря сознания, появилась рвота, изменилось поведение, нарушились движения. Например, ноги или руки стали двигаться хуже или асимметрично.

Когда диагностируют задержку психоречевого развития?

С подозрением на задержку психоречевого развития часто обращаются к неврологу. Обычно — это дети в возрасте от одного до трех лет, потому что именно в этот период активно формируется речь. Становится видно, как формируется познавательная сфера ребенка, насколько он воспринимает окружающее, усваивает ли новые слова и понятия. Если задержка развития есть, ее надо оценить, а у невролога нет таких инструментов. Существуют определенные шкалы психологического развития — лучше, чтобы с ними работал дефектолог, логопед или психиатр. Это нужно, чтобы понимать, какова структура состояния, насколько большое отставание. Неврологи — это специалисты, определяющие причину нарушений. Сама по себе задержка психоречевого развития — это не болезнь, а симптом. Невролог выясняет, есть ли у ребенка двигательные нарушения. В этом случае причина может быть в головном мозге, нужно делать МРТ. Иногда необходима помощь генетиков, потому что синдром задержки психоречевого развития есть в структуре ряда генетических заболеваний. Бывает и так, что причину нарушения установить не удается. Считается, что задержка психоречевого развития может быть связана с нарушением закладки определенных зон мозга во время внутриутробного развития — они не так сформированы или между ними не работают связи. Увидеть такое никак нельзя — это пока предмет исследования нейрофизиологов, поле деятельности ученых, а не врачей. Когда конкретной причины не выявлено, речь идет не о лечении, а о психолого-педагогической коррекции и реализации того потенциала, который ребенку дан природой. Если ничего не делать, ребенок продолжит развиваться, но, вероятнее всего, результат будет хуже.

Как помочь ребенку быстрее заговорить?

Можно провести аналогию с бегом: пока мы не начнем бегать, не узнаем, сколько способны пробежать. У всех есть определенный потолок, но он неизвестен, пока мы не тренируемся. Такая же история с задержкой психоречевого развития: если не заниматься, мы не узнаем потенциал ребенка. А он может быть довольно велик — бывает, что удается добиться полной нормы. Есть ситуации, когда потенциал ограничен, тем не менее, его все равно нужно достичь. Нет волшебной таблетки, которой можно простимулировать психоречевое развитие. Использование ноотропов и сосудистых препаратов эффективности не показало. В связи с этим основными специалистами с момента постановки диагноза будут педагоги, а не неврологи.

Чем полезен массаж для здорового ребенка?

На сегодняшний день нет доказательств, что массаж может приносить существенную пользу для роста и развития здорового ребенка. Зато, если родители делают массаж самостоятельно, их прикосновения имеют большое значение для малышей. Тактильный контакт помогает формировать эмоциональную связь между родителями и ребенком, успокаивает малыша, помогает ему расслабиться и заснуть. Чтобы сделать массаж малышу в домашних условиях, родителям нужно придерживаться простого правила: никаких резких приемов — только легкие поглаживающие и аккуратные движения по ручкам, ножкам, спинке, груди и животику.

 

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: